История Царского Села.
Царское Село было основано в 1710 году, когда будущая супруга Петра I, лифляндская крестьянка, Марта Скавронская
получила в подарок небольшую усадьбу Сарская Мыза (фин.,возвышенное место), отвоеванную у шведов в ходе Северной войны. При шведах она называлась Славанска Погост, а на месте, где сейчас находится Екатерининский Дворец находилась усадьба Саритсхоф с домом мызника. В 1712г. Марта, получив при крещении имя Екатерина стала женой Петра I. И императрицей Екатериной I
Дом шведского мызника с хоз.построяйками стал центром будущего дворца, который Екатерина принялась строить с большим энтузиазмом. Обустраивалась и территория вокруг усадьбы. Петр лично принимал участие в начальных работах по созданию парка. 9 августа 1724 года под гром артиллерийских орудий вошло в историю Царского Села. В этот день состоялось торжественное освящение церкви и дворца.
Императорская резиденция Елизаветы.
Превращение Царского Села в парадную резиденцию связано с именем императрицы Елизаветы Петровны, получившей усадьбу в наследство от свое матери императрицы Екатерины I.
Вступив на престол, Елизавета развернула грандиозное строительство в Царском Селе. Вкусы и фантазии новой хозяйки воплотил в жизнь архитектор Б.Растрелли. Двадцатилетнее правление дочери Петра ознаменовано появлением Большого (Екатерининского) дворца.
По проектам Растрелли были сооружены павильоны «Эрмитаж» с подъемными столами для обедов,
«Грот» с отделкой в виде морской пещеры
и не сохранившийся до наших дней «Монбижу», предназначенный для отдыха во время охоты в центре Зверинца, а также Катальная горка с каруселями и качелями — своеобразный городок аттракционов для забав и развлечений в русском духе гостей и придворных.
Дочь Петра Великого с первых дней строительства стала показывать свою новую резиденцию иностранным гостям. При ней зародилась традиция проведения дипломатических приемов «чужестранных послов». Иностранных гостей водили по дворцу, возили в каретах по парку. Гостей катали на каруселях, качелях, которые размещались на лугу в районе террасы Руска.
Грандиозное здание Екатерининского дворца было создано в 1744-1756 годах. В нем со всей полнотой проявились художественные формы барокко. Ведущая роль в строительстве дворца принадлежала Б.Растрелли. Он изменил объемы здания, размеры и формы окон, украсил дворец многочисленными орнаментами.
Протяженность фасадов напоминала о Версале. Мучительно напрягают свои тела под непосильной тяжестью атланты, олицетворяя безмерность усилий в борьбе с косностью материи. Двенадцать атлантов (по числу знаков Зодиака) подобно древним легендарным титанам декорируют каждый из фасадов южной и северной галереи дворца. Дворец поражает размерами и великолепием. На одну наружную позолоту использовано 6 пудов золота. Елизавет, понимая всю недолговечность позолоты, со временем собиралась заменить отделку деталями из бронзы, но смерть императрицы в 1761 году помешала осуществить замыслы.
Царское Село Екатерины II.
После восшествия на престол Екатерины II наступил новый этап в истории Царского Села.
Екатерину стоит считать основной создательницей Царскосельского ансамбля: она построила новые памятники, придав им не только художественный, но и политический смысл. Она дополнила старый сад живописными ландшафтами, окружив многочисленными искусственными водоемами. Все это позволило считаться Екатерининскому ансамблю одним из лучших в Европе.
Екатерининский парк.
Парк по характеру композиции делится на две части: регулярная часть (от дворца до эрмитажа). Эта часть построена в первой половине XVIII века в период господства французского садового стиля школы Ленотра. Вторая часть занимает участок к юго-западу от Камероновой галереи до шоссе под Большим и Малым Капризами , разделяющего Екатерининский парк от Александровского.
Она включает Большое озеро и заканчивается Орловскими воротами и Собственным садом.
Эта часть парка создана во второй половине XVIII века. Является редким образцом сентиментального пейзажного парка, построенного в «англо-китайском» вкусе. Авторами композиции считаются Чарльз Камерон и садовник Иоганн Буш, но есть в нем и участие самой Екатерины.
Екатерининский дворец при Екатерине II.
За 34 года правления Екатерины II Царское Село претерпело значительные изменения и в устройстве парка и в планировкеа дворца. Талантливые архитекторы А.Ринальди, В.Неелов, П.неелов, Ю.Фельтен, Ч.Камерон, Дж.Кваренги внесли серьезные изменения в архитектуру всего Царскосельского ансамбля.
Василий Неелов с двумя сыновьями Ильей и Петром возвели новые залы во дворце и новые павильоны в парке. В.Неелов создает Адмиралтейство, Эрмитажную кухню, Мраморный мост, Пирамиду, беседку «Большой каприз».
И.Нееелов сооружает Великокняжеский флигель (будущий лицей), Верхнюю и Нижнюю ванны. Дж.Кваренги строит Александровский дворец, концертный зал и Казанскую церковь.
Ч.Камерон отделывает комнаты Екатерины и ее сына Павла, Камеронову галерею и Агатовые комнаты.
Ю.Фельт строит Зубовский флигель, Скрипучую беседку и Башню-руину. Победу русского флота над Турцией при Чесме в 1770 году Царское Село отмечало установкой в Екатеринском парке Чесменской колонны. Победам над Турцией посвящены Башня-руина и Крымская колонна. А Ринальди является автором Гатчинских (Орловских) ворот.
Для приема гостей в непринужденной обстановке были сооружены различные павильоны — Концертный зал, Кухня-руина, Адмиралтейство, «Зал на острову», Китайская деревня, Агатовые комнаты, Камеронова галерея, Турецкий киоск (не сохранился).
В центре Камероновой галереи застекленный зал предназначался для прогулок в дождливую погоду. В Камероновой галерее устраивались многочисленные семейные торжества, в том числе и праздник, посвященный обручению внука Екатерины Александра и принцессы Елизаветы Алексеевны (Луизы Баденской).
В честь молодых в мае 1793 года на Камероновой галерее прозвучали произведения «Амур и Психея» и «Песня» поэта Державина.
В 1796 году по проекту Дж.Кваренги построили Новый (Александровский) дворец — свадебный подарок императрицы любимому внуку, великому князю Александру Павловичу, будущему императору Александру I.
Продолжение следует.
Отправить ответ